sterljad: (Default)
Каждое лето я ездила к бабушке в Николаев, небольшой город с зелеными парками и бульварами, клюквенным морсом, большими чужестранными кораблями, заходившими часто в порт, яхт-клубом, куда мы бегали купаться на пляж, и очень разношерстной компанией детей и подростков, фактически предоставленных самим себе. Бабушки, к которым многие из нас приехали на побывку из других городов, были заняты своими хлопотами, а родители местных ребят в большинстве своем либо работали на кораблестроительном заводе с утра до вечера и с вечера до утра, либо месяцами пропадали в рейсах.
 
У меня мурашки по коже начинают бегать, когда я, будучи теперь сама мамой, вспоминаю, как мы ныряли с какого-то то ли моста, то ли причала между железных балок, торчащих по бокам во все стороны, как плавали на спор до буйков, как бегали по покатым крышам пятиэтажек, а потом подолгу сидели там, любуясь закатом. Мы были вечно галдящими, но добрыми, хорошими детьми, подбирающими бездомных собак и спасающими больных голодных котят от верной смерти. Нам просто забыли, видимо, объяснить, что бывают другие дети, не такие как мы.

Когда-то Инга была девочкой-куколкой, с огромными миндалевидными глазами, бледной кожей и алыми губками бантиком. Она была чудесным милым ребёнком, моей подругой по детским играм, так же как я навещающей бабушку на каникулах. Так было, пока мы были совсем крохами, а потом Инга пропала на пару лет. Когда я увидела ее снова, то просто не могла поверить, что это действительно она. Девушка сильно поправилась, ее глаза стали почему-то меньше, а лицо характерно одутловатым. Все признаки болезни были на лицо. Нет, мы не прогоняли ее, когда она выходила во двор, не издевались в открытую, не смеялись в ее оставшееся детским лицо. Мы просто заваливали ее идиотскими вопросами, а потом еще долго потешались над такими забавными ответами, особенно, когда она рассказывала нам про свой роман с Александром Серовым и недавние каникулы заграницей.

Один раз мы действительно перешагнули черту. Девушку очень беспокоило, как бы приворожить товарища Серова на всю жизнь, а то поклонницы, понимаешь, достают. И моя подружка, не долго думая, ляпнула, что дескать, надо собрать десять божьих коровок, загадать желание и съесть. Инга пропала на полчаса в глубине двора, мы уже практически забыли, что она была, а когда вернулась, сказала, что теперь Серов будет только с ней. Сначала у нас отвисли челюсти, потом мы долго и безудержно смеялись, но смех был каким-то неискренним и стыдливым. Инга ничего не поняла, мы ей сказали, что это у нас от счастья за нее такая реакция бурная, но мне кажется, именно в тот момент мы поняли, что ее отличия от нас не должны лишать ее человеческого достоинства, потому что больше мы так не шутили над ней.

Инга все больше времени проводила в больнице, а через какое-то время мы забрали бабушку к себе и я перестала приезжать на каникулы в Николаев. Но этот случай мне врезался в память навсегда. Своим детям я стараюсь заранее объяснять, что бывают особенные дети, не такие как все, но это не значит, что они не заслуживают уважения и любви. Не знаю, насколько это получается у меня, пока что им не приходилось сталкиваться с подобным, но я знаю, что у них нет привычки делить людей на белых и черных, худых и толстых, красивых и уродов, сильных и слабых. У Амира в классе есть мальчик-аутист, он не разговаривает ни с кем, не отвечает на уроках, не играет на переменах с другими детьми, очень нервничает, когда к нему обращаются вдруг, общение ему заменяет лист ватмана, краски и карандаши. Я разговаривала с Амиром, он говорит, что все знают, как себя с ним вести, что он просто не такой как все и никто не смеется и не подшучивает над ним. Надеюсь, их поколение будет добрее и внимательнее к слабым, хотя бы в нашей отдельно взятой семье. До сих пор стыдно за тот инцидент, спустя двадцать пять лет.
 

Date: 2013-02-14 07:26 am (UTC)From: [personal profile] hiperbaloid
hiperbaloid: (Default)
У нас во дворе жила не очень нормальная девочка. Ее не дразнили, но особенно и не играли с ней. И вот лет в 11 что ли, я вдруг решил, что мне придется на ней жениться - ее же никто другой не возьмет! Это сильно портило настроение и угнетало меня. Но я был ДОЛЖЕН на ней жениться. Пару лет это меня мучило, пока не повзрослел немного.
К чему это я? А черт его знает, чего-то вспомнилось вдруг после твоего рассказа. Значит есть какая-то связь.

Date: 2013-02-08 09:45 am (UTC)From: [identity profile] daryushka81.livejournal.com
Да, надо детям объяснять, про особенных детей... хотя, мне кажется, что и взрослые не все это понимают...

Date: 2013-02-08 01:11 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
в том-то и дело, Даш, что часть взрослых сами считают их изгоями, а часть боятся повредить "нежную детскую психику" и не говорят об этом со своими детьми, а потом случаются "неоднозначные и неудобные" ситуации

(no subject)

From: [identity profile] daryushka81.livejournal.com - Date: 2013-02-08 03:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 09:46 am (UTC)From: [identity profile] shchukin-vlad.livejournal.com
у меня тоже не все детские мои поступки сейчас вызывают одобрение
все таки детская жестокость порой бывает хуже взрослой

Date: 2013-02-08 01:09 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
я сомневаюсь, что в детстве все были такими уж пупсегами, Влад. просто со временем кто-то превратился в человека, а кто-то нет.

Date: 2013-02-08 09:50 am (UTC)From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com
а у нас ничо не стыдно
моего ужо задолбали в детском саду за то, что он самый маленький и плохо разговаривает
он стал отвечать всем взаимностью - просто делает что ему в голову взбредёт и имел он всех ввиду в знак протеста

Date: 2013-02-08 01:07 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
ну, естественная реакция для того, кого заставили выживать.

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sterljad.livejournal.com - Date: 2013-02-13 10:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 10:02 am (UTC)From: [identity profile] super-kakadu.livejournal.com
Спасибо за пост, Юля.

Date: 2013-02-08 01:06 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
надеюсь, он хоть кого-то заставит задуматься...

(no subject)

From: [identity profile] super-kakadu.livejournal.com - Date: 2013-02-10 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sterljad.livejournal.com - Date: 2013-02-13 10:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 10:35 am (UTC)From: [identity profile] polar-bear-lk.livejournal.com
Бог миловал. Никогда ни в каких "шутках", тем более травлях не участвовал. Не потому, что был "махатмой ганди" или ещё каким гуманистом... Всё как-то само собой. За такой нейтралитет, иногда и сам в репу получал...

Date: 2013-02-08 12:59 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
понимаешь в чем дело, травля в обычном понимании этого слова заключает в себе обиду и унижение того, на кого она была направлена. У нас во дворе тоже такая вечная девочка была, мальчишки ее дразнили иногда, а я на них ужасно сердилась за это. В нашем же доме был целый садик для глухо-немых, на и в голову не приходило над ними потешаться. А тут вроде как все довольными оставались. Ну, пришла Инга, ну рассказала, как к ней из телека Серов вышел, ну задали мы ей вопросы типа, а обнял ли он тебя, а целуется ли он хорошо? Инга только счастлива была с нами свои девичьи тайны обсудить, при ней-то мы над ней не смеялись, только в кулаки прыскали, чтоб она не видела. А то, что это тоже самое в принципе, мы поняли только после этих жуков треклятых, потому что только тогда осознали, насколько она маленькая, доверчивая девочка в свои неполные пятнадцать лет, нам-то тогда кажется лет 10-12 было. Поняли, что подобное общение еще и определенную долю ответственности накладывать должно.

(no subject)

From: [identity profile] polar-bear-lk.livejournal.com - Date: 2013-02-08 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 05:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 11:08 am (UTC)From: [identity profile] muziker.livejournal.com
да. сейчас поздно оправдывать собственную детскую детскую глупость, но нужно учить своих чтобы не повторяли этих ошибок

Date: 2013-02-08 01:04 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
ни в коем случае не оправдываюсь, но да, оглядываясь назад хочется помочь детям немного умнее и добрее быть))

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 06:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 12:26 pm (UTC)From: [identity profile] marusa-muse.livejournal.com
В детстве с нами в компании была глухонемая девочка, мы играли вместе, в активные игры, в прятки, в пионербол, в бамбинтон и проч. она играла вместе с нами и не было никого кто бы её обижал или смеялся, подшучивая.
А вот когда стали взрослее, стало сложно, уже всякие наши девичьи беседы-секреты были невозможны, и она постепенно стала от нас отдаляться.

Date: 2013-02-08 01:01 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
понимаешь в чем дело, травля в обычном понимании этого слова заключает в себе обиду и унижение того, на кого она была направлена. У нас во дворе тоже такая вечная девочка была, мальчишки ее дразнили иногда, а я на них ужасно сердилась за это. В нашем же доме был целый садик для глухо-немых, на и в голову не приходило над ними потешаться. А тут вроде как все довольными оставались. Ну, пришла Инга, ну рассказала, как к ней из телека Серов вышел, ну задали мы ей вопросы типа, а обнял ли он тебя, а целуется ли он хорошо? Инга только счастлива была с нами свои девичьи тайны обсудить, при ней-то мы над ней не смеялись, только в кулаки прыскали, чтоб она не видела. А то, что это тоже самое в принципе, мы поняли только после этих жуков треклятых, потому что только тогда осознали, насколько она маленькая, доверчивая девочка в свои неполные пятнадцать лет, нам-то тогда кажется лет 10-12 было. Поняли, что подобное общение еще и определенную долю ответственности накладывать должно.

(no subject)

From: [identity profile] marusa-muse.livejournal.com - Date: 2013-02-08 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sterljad.livejournal.com - Date: 2013-02-13 10:25 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-02-08 01:02 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
почему-то "маленький принц" вспомнился))
спасибо!))

Date: 2013-02-08 04:46 pm (UTC)From: [identity profile] nataly-lv.livejournal.com
У нас в шестом классе появилась девочка-тихоня, мальчишки ее невзлюбили и над ней издевались, а девчонки не заступались. Так ее родители перевели через полгода в другую школу. Сейчас я ее встречаю иногда в своем районе и мне так стыдно, что я не могу даже поднять глаза на нее...

Date: 2013-02-13 10:27 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
понимаю... нет, открытая травля у нас была не в ходу.
Инга себя с нами даже счастливой чувствовала, но мы не понимали, что это тоже самое издевательство фактически. тоже стыдно.

Date: 2013-02-08 05:24 pm (UTC)From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Да, дети часто бывают жестокими. Тоже, было дело...

Date: 2013-02-09 06:05 pm (UTC)From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com
дети смотрят на взрослых! и повторяют

(no subject)

From: [identity profile] sterljad.livejournal.com - Date: 2013-02-13 10:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-08 08:01 pm (UTC)From: [identity profile] wedmachka.livejournal.com
Самое трудное не объяснить детям, а объяснить их родителям... Дети, как показывает практика, копируют то, что видят дома.

Date: 2013-02-09 06:11 pm (UTC)From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com
у моего ребёнка задержка речи, но материться он начал именно в детсаде)

(no subject)

From: [identity profile] wedmachka.livejournal.com - Date: 2013-02-09 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wedmachka.livejournal.com - Date: 2013-02-09 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-09 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sterljad.livejournal.com - Date: 2013-02-13 10:32 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-02-13 10:33 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
какой-то он совсем запущенный был))

Date: 2013-02-08 09:27 pm (UTC)From: [identity profile] homemuse.livejournal.com
да, дети бывают очень злыми

Date: 2013-02-13 10:34 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
точно...

Date: 2013-02-09 06:24 pm (UTC)From: [identity profile] astra-amans.livejournal.com
посмотри хотя бы видео с дня мамы... там самый "неадеакватный" - мой ребёнок !

Date: 2013-02-13 10:37 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
посмотрела, нормальный деть абсолютно)) кланялся на пять)))

Date: 2013-02-09 06:55 pm (UTC)From: [identity profile] lady-catari.livejournal.com
Ох, уж этот Николаев!
Когда-то у меня там кошелёк вытащили с приличной суммой.
С тех пор так его и поминаю добрым тихим словом.)

Date: 2013-02-13 10:37 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
о, да, кошели там резали знатно))

Date: 2013-02-09 08:06 pm (UTC)From: [identity profile] olegdo.livejournal.com
в принципе это было всегда. будет и дальше. дети на то и дети, что ничего не толком не понимают

Date: 2013-02-13 10:38 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
да все ты правильно говоришь, но лучше все-таки пытаться вовремя донести, чтобы хотя бы смягчить, мне так кажется.

65-й дайджест

Date: 2013-02-10 09:49 am (UTC)From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] super_kakadu сослался на вашу запись в записи «65-й дайджест (http://super-kakadu.livejournal.com/107514.html)» в контексте: [...] ый вопрррос. Но честный и грррустный этот вот пост. http://sterljad.livejournal.com/207518.html [...]

Date: 2013-02-10 02:29 pm (UTC)From: [identity profile] grimzaldina.livejournal.com
К нам в класс однажды пришла новая девочка, Виолетта. Оказалось, несколько одноклассниц знали ее по детсаду. Девочка тоже была особенная. Выдержала у нас полгода. Ее затравили. Правда, она не была тихой-безответной, а выдавала довольно агрессивную реакцию, но как у нас умеют хорошо травить, я почувствовала на своей шкуре.

Date: 2013-02-13 10:39 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
нет, открытая травля у нас была не в ходу.
Инга себя с нами даже счастливой чувствовала, но мы не понимали, что это тоже самое издевательство фактически.

(no subject)

From: [identity profile] grimzaldina.livejournal.com - Date: 2013-02-13 11:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-10 05:01 pm (UTC)From: [identity profile] yuliacoba.livejournal.com
Ну, в той-то девочке не было ничего особенного, она была просто фантазерка. И во мне было что-то не от мира сего. И в Олежке, который совсем не умел в ногу маршировать, и в Сережке, который вместо гипербол на математике вырисовывал батальные сцены с вампирами, и в Ленке, у которой с детства +5 на одном глазу и +6 на другом, и в еще куче народа, который меня окружал. Ко многим сверстники были надменны, над многими смеялись, получали по башке от нас портфелями, или словом промеж глаз:)) И мы выросли, переросли детские комплексы. Сережка -главред гламурного журнала, Олежка - депутат Заксобрания, я-я, Ленка - зав.кафедрой иняза, еще с десяток - по министерствам и заграничным контрактам. Может, и я была с кем-то жестока, мне тоже стыдно за то, что била портфелем по голове.
Давайте помнить только хорошее! Ну и не позволять своим детям думать, или делать плохое.

Date: 2013-02-13 10:39 pm (UTC)From: [identity profile] sterljad.livejournal.com
Юль, у нее диагноз вообще-то был, я не зря про физические изменения написала...

Profile

sterljad: (Default)
sterljad

August 2014

S M T W T F S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 21st, 2025 10:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios